СТАТЬИ ОБ АНТИКВАРИАТЕ
5 МИФОВ ОБ АНТИКВАРИАТЕ
Антиквариат – это вещи совершенно бесполезные, как с практической точки зрения, так и с точки зрения вложения денег.
Григорий Владимирович Пятов, главный редактор журнала «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования».
Задача антикварных вещей - дарить эстетическое удовольствие хозяину. Что же касается прибыльности, то это великолепное вложение денег, с которым не сможет соперничать ни один банк. Здесь работает один закон – чем дороже вещь, тем быстрее она растет в цене. Особенно в России, где антикварный рынок не так широк, как, например, в Англии. Дорогая вещь обязательно принесет ее обладателю как минимум 18% годовых.
Разумеется, не только прибыль должна быть мотивом для покупки старины. Но если уж вкладывать деньги, то со смыслом и пониманием конъюнктуры. Вещь обязательно должна быть единичной, индивидуальной. К этой категории всегда будет относиться старинная живопись. Сейчас растет спрос на советские картины 1950-70-х годов. Сегодня возрождается интерес к коллекциям марок и монет, особенно, если это не просто разрозненные экземпляры, а целостная коллекция, которой гордятся, как картиной. Например, я как журналист, с удовольствием приобрел бы коллекцию чернильных перьев. Полюбовался бы ей некое время, а позже без труда ее продал и получил свои проценты.
Другой немаловажный момент. Антиквариат – это своего рода азартная игра, причем шансов выиграть в ней гораздо больше, чем в Блэк Джэк. Даже самый богатый человек испытывает удовольствие, если, приобретя что-то за $100, позднее сможет продать это уже за $10 000. И дело тут даже не в прибыли, а в элементе азарта. Еще один бонус – повышение образованности, так как без прочтения ряда книг по искусству не обойтись.
Миф №2.
Антиквариат – всегда вне моды. Здесь невозможно определить, что актуально, а что нет.
Леонид Шишкин, владелец «Галереи Шишкина», специализирующейся на советском антиквариате.
Моде подвержено все, как в мировом, так и в узко российском масштабе. Например, если взглянуть на мировую практику, в 1950-60-е годы модерновые вещи начала ХХ века стоили максимум $2000-3000. В конце же восьмидесятых они стали пользоваться бешеным спросом, и цена возросла до $80 000. Потом этот бум прошел, цена опять упала, но далеко не на прежний уровень. Затем интерес к модерну вернулся снова, на новом витке популярности эти вещи уже стоили порядка $2-5 миллионов.
В советские времена особым спросом пользовались Айвазовский и Шишкин. Но у любого поколения заканчивается «энергия покупки». Поэтому вслед за ними поднялись художники объединений «Мир искусства», «Бубновый Валет», «Голубая Роза». Постепенно и это волна сошла. На смену пришло другое поколение коллекционеров, которые не желают оставаться в хвосте, они выбирают новый антиквариат, к примеру, авангардные 1920-30-е годы.
У любой моды есть законы. И антиквариат не исключение. Большинство умных коллекционеров и дилеров покупают то, что дешево, так как постепенно на это обязательно появится спрос. Опытные дилеры не только прогнозируют, но и сами создают эти тенденции. Всем остальным надо лишь умело сесть на хвост этой волне. И помнить, что если деньги вложены, они никогда не пропадут!
Миф №3.
В России и в Москве очень мало качественных вещей. За ними нужно ехать на западные аукционы.
Олег Стецюра, президент Аукционного дома «Гелос».
Разумеется, и в России можно приобрести антиквариат отличного качества. Причем предметы русского искусства у нас стоят дороже, чем на западных аукционах. Но таковы реалии - во всем мире предметы определенной культуры ценятся выше на их родине.
Антикварные вещи оцениваются по следующим параметрам: уровень работы, отсутствие криминального прошлого, правильное соотношение цены и качества. В России вещей с такими характеристиками меньше, чем на Западе. К тому же добавляется и четвертый критерий: надо учитывать нашу «молодость». К примеру, в Венеции есть гостиницы, основанные 900 лет назад. А Москве всего чуть более 850-ти! Реалистическая живопись появилась в России где-то в XVIII веке а, а весь мир гоняется за реалистами начала XVI столетия.
К счастью, не смотря на все исторические превратности, умные и интеллигентные люди смогли сохранить хотя бы часть оригинальнейших предметов искусства. Как, например, портрет Николая II, написанный Репиным, который пролежал незамеченным под ковром одного из дворцов 50 лет!
Миф№4.
Антиквариат – для профессионалов. Чтобы купить стоящую вещь, нужно быть очень опытным коллекционером. «На глаз» ничего не определишь.
Василий Бычков, генеральный директор компании «ЭКПО-ПАРК», председатель Союза антикваров.
Сама по себе формулировка «стоящая вещь» - весьма неточная. Известно, что у любого антикварного предмета имеются две составляющие качества: во-первых, атрибуция, экспертная оценка произведения искусства (утверждение подлинности и музейной ценности), во-вторых, провенанс (история этого предмета, его происхождение, предыдущие владельцы). Понятно, что «на глаз» такие вещи не определишь, и в любом случае стоит проконсультироваться со специалистом. Но в то же самое время, принятие главного решения – покупать или не покупать – всегда субъективное. Это уже из области эмоций. И начинать нужно именно с чувств: если предмет нравится, не выходит из головы, значит он – ваш. Любой, даже самый опытный антиквар, полагается прежде всего «на глаз», на эмоции.
Миф №5. Антиквариат – это сфера криминала.
Виктор Шпенглер, владелец галереи «Старые годы».
Очень смешно смотреть, как в западных фильмах все преступники отмывают деньги в сфере антиквариата. В реальности на фоне экономической или политической коррупции, антиквары – просто комарики, но на них валят все «шишки». Их начинают обвинять, например, в уголовных преступлениях, которые происходили в Эрмитаже. Виноваты вовсе не дилеры, а плохая организация хранения музейных вещей. В данном случае антиквары – не только пострадавшие, они еще и помощники, которые делают все необходимое, чтобы найти украденные вещи.
Громкие скандалы способствовали тому, что антикварный рынок сейчас стал более прозрачным. Если галерея приобрела картину, доверяя экспертному заключению, она начинает ее активно рекламировать, указывать в журналах и других изданиях, ничего не скрывая. От подельщиков никуда и никогда не деться. Но сегодня в России принимаются самые жесткие меры по предотвращению таких случаев, и их действительно на порядок меньше.